01

Blender 3D – это полностью бесплатная программа, предназначенная для 3D-моделирования. Её можно использовать для разных задач: например, для создания трёхмерных объектов на сайте, моделей для игр, архитектурных визуализаций и многого другого.

Интерфейс достаточно простой, но наилучшей продуктивности можно добиться только при помощи горячих клавиш. В этой статье мы рассмотрим наиболее полезные хоткеи, которые можно использовать при обучении Blender 3D для оптимизации рабочего процесса.

Устройство Blender 3D и горячие клавиши на панели с настройками

Для начала стоит рассмотреть особенности интерфейса Blender 3D:

  • Основная рабочая область. Это именно та область, в которой располагается создаваемый объект. Здесь можно его вращать, рассматривая со всех сторон, пользоваться приближением, а также другими возможностями.
  • Панель настроек справа. В этой панели при помощи соответствующих инструментов можно менять свойства и характеристики объекта. По статистике, эта панель достаточно часто используется в процессе работы.
  • Панель инструментов слева. Вероятно, самая часто используемая панель Blender 3D. Здесь располагаются различные инструменты для моделирования, создания текстур, скульптинга и так далее.
  • Таймлайн. Временная шкала, которая применяется при создании анимации. По внешнему виду очень напоминает таймлайны из других подобных редакторов. Позволяет выполнить полную раскадровку анимации.

Теперь поговорим подробнее о каждой из рабочих областей и рассмотрим горячие клавиши, которые можно использовать при работе с ними.

1

Область трёхмерного просмотра

Её также называют областью вьюпорта, а если использовать оригинальный английский интерфейс – то 3D View. Это одна из важнейших рабочих областей во всём редакторе. Здесь происходит отображение проекции 3D-объекта и здесь же появляется базовая фигура в форме куба, из которой пользователь уже «лепит» свою модель. Этот же куб используется для запуска рендеринга, а также проверки работы камер и света.

Куб можно заменить на сферу, цилиндр или конус. Есть также возможность использовать собственные объекты, но для этого их нужно предварительно загрузить в программу. Для добавления нужно зажать комбинацию Shift+A. Этот хоткей запустит меню Add, из которого уже можно будет добавить объект. Также в данном редакторе существует такое понятие, как «источники света».

Источники света позволяют моделировать реалистичное освещение для объекта. В программе существует несколько источников разных типов: point (точечный), spot (направленный), area (плоский, в виде площадки), sun (рассеянный солнечный свет). Для смены настроек света нужно нажать комбинацию Ctrl+A. Появится меню Add, в котором можно будет выбрать необходимый тип (в разделе Lights).

В Blender также присутствует камера, использующаяся для определения той части сцены, которая будет видна зрителю. Она же определяет угол зрения на тот объект, что используется в конкретной сцене. Работает она точно так же, как и реальная камера: чем больше выкрутить зум при помощи колеса мыши, тем ближе будет объект. Чтобы переместить саму камеру в рабочей области, можно нужно нажать Shift+F. А для её перемещения вместо мыши можно использовать кнопки WASD.

2

Боковая панель свойств

Предназначена для размещения инструментов, которые позволяют менять настройки сцены и объектов. Их достаточно много, поэтому они разбиты на основные группы. Так проще ориентироваться в их многообразии. Для переключения групп нужно использовать иконки слева от свойств. Они служат для управления положением объекта, освещением и положением камеры относительно объекта. Запуск (и скрытие) панели свойств осуществляется при помощи кнопки N.

3

Панель инструментов

Здесь расположены иконки, предназначенные для запуска всех имеющихся в редакторе инструментов для моделирования, текстурирования или анимации. Вызов данной панели осуществляется при помощи кнопки T. На панели могут размещаться разные инструменты – это зависит от того, какой именно режим работы редактора был выбран пользователем. Есть возможность быстро переключаться между наборами инструментов.

4

Временная шкала

Её ещё называют таймлайном. Здесь располагается раскадровка анимации. Цветная полоса показывает тот кадр, над которым идёт работа в конкретный момент времени. Таймлайн даёт возможность пользователю управлять временем в анимации, а также добавлять дополнительные кадры (в том числе и ключевые) или удалять их. Это позволяет создать максимально плавные анимационные переходы.

5

Как работает мышь в Blender 3D

Мышь – это один из самых важных инструментов в Blender 3D. С её помощью выполняются практически все действия. Что касается кнопок, то в редакторе работают обе: правая используется для выделения элементов, а левая для совершения действий с уже выделенным элементом или для подтверждения действия. При помощи мыши можно выделить сразу некоторых элементов. В этом случае выбор осуществляется с зажатой клавишей Shift.

Основные горячие клавиши в Blender 3D

Теперь стоит подробнее рассмотреть основные хоткеи, используемые в редакторе Blender. Для большего удобства мы разбили их на категории. Ведь некоторые работают только в области 3D View, другие – только на временной шкале и так далее. Деление на категории позволяет не запутаться в функционале горячих клавиш.

6

Кнопки F1-F12 (работают во всех окнах)

Это универсальные кнопки, которые предназначены для решения «базовых» задач. Именно поэтому они работают во всех окнах. Некоторые специалисты называют их «вспомогательными».

  • F1 — служит для вызова окна со справкой, при помощи которого можно изучить функционал редактора и его инструменты.
  • F2 — служит для переименования объектов (удобнее всего использовать, если в работе находится более 2 объектов).
  • F3 — открывает меню для поиска, которое способно существенно облегчить навигацию в программе.
  • F4 — позволяет вызвать контекстное меню, в котором располагаются все инструменты, предназначенные для использования в выбранном пользователем режиме.
  • F9 — даёт возможность отредактировать последнее действие (часто используется в тех случаях, если нужно вернуться на шаг назад).
  • F11 — демонстрирует окно рендера, в котором можно просмотреть и визуализировать рендер конкретного кадра.
  • F12 — запускает процесс рендера активного кадра (используется только на завершающем этапе работы).

Стоит заметить, что кнопки F5-F8 и F10 являются настраиваемыми. На них можно назначить практически любое действие. Для этого потребуется воспользоваться определённым пунктом меню.

Базовые хоткеи

Эти кнопки позволяют управлять самой программой. То есть, они запускают стандартные действия (такие, как «Открыть» или «Сохранить» файл). Эти хоткеи дублируют пункты стандартного меню.

  • Ctrl + O — позволяет открыть файл с проектом.
  • Ctrl + S — активирует сохранение файла проекта.
  • Ctrl + N — создаёт новый файл со стандартными параметрами.
  • Ctrl + Q — завершает работу в редакторе.

Сочетания с Shift

Клавиша Shift в данном редакторе является функциональной. С её помощью можно выполнять действия, которые так или иначе связаны с работой над конкретным объектом.

  • Shift + стрелка влево / Shift + стрелка вправо — перемещение в начало или в конец объекта.
  • Shift + пробел — позволяет выбрать кисть.
  • Shift + A — открывает вкладку Add для добавления инструментов или функций.
  • Shift + B — включает возможность масштабирования изображения.
  • Shift + G — это сочетание позволяет пользователю выделить группу объектов.
  • Shift + D — активирует функцию дублирования.
  • Shift + F — активирует возможность перемещения камеры (вращать камеру можно при помощи кнопок WASD).
  • Shift + L — служит для выделения связанных объектов.
  • Ctrl + Shift + O — открывает последние использованные файлы.

Кнопки для редактирования

Хоткеи из этого раздела работают только в режиме редактирования объекта. Они позволяют существенно ускорить работу над проектом (если использовать их с умом).

  • Alt + колесо мыши — служит для прокрутки кадров при работе с анимацией.
  • A — позволяет выделить всё.
  • Alt + A — отменяет выделение объектов.
  • Ctrl + I — включает инвертирование выделения.
  • H — скрывает объект, который был выделен или же выделенную область.
  • Alt + H — показывает то, что было скрыто.
  • S — позволяет масштабировать объект.
  • R — служит для вращения объекта.

Хоткеи вьюпорта

Служат для управления рабочей областью. Многие сочетания заменяют собой пункты из меню вьюпорта, что позволяет выполнять необходимые действия быстрее.

  • Tab — переключение между несколькими режимами редактирования.
  • Ctrl + Tab — позволяет осуществить выбор из режимов в круговом меню.
  • ~ — даёт возможность полностью настроить навигацию в 3D-Viewport.
  • Ctrl + ~ — служит для переключения видимости гизмо.

Словом «гизмо» в подобных редакторах обозначают инструмент, предназначенный для отображения осей координат. Они привязываются к объекту, вписанному в куб (или другую фигуру) и позволяют пользователю наиболее правильно разместить его в пространстве. Но с этим инструментом нужно уметь правильно работать.

Клавиши анимации

Хоткеи этого типа помогут ускорить процесс создания или редактирования анимации. В этом случае предполагается активная работа с таймлайном.

  • I — служит для вставки ключевого кадра в таймлайне.
  • Ctrl + K — позволяет осуществить выбор всех ключевых кадров в текущем фрейме.
  • V — задаёт тип рычагов для ключевых кадров.
  • [ — позволяет выбрать ключевые кадры до текущего фрейма.
  • Ctrl + M — служит для переименования маркера.
  • Ctrl + Tab — позволяет переключить экспозиционный лист.

Кнопки для работы с текстом

Если есть необходимость добавить в проект текстовую составляющую, эти кнопки позволяют выполнить эту задачу максимально быстро и корректно.

  • Стрелка влево / стрелка вправо — передвигает курсор в заданном направлении на одну букву или символ.
  • Ctrl + стрелка влево / Ctrl+ стрелка вправо — передвигает курсор в заданном направлении на целое слово.
  • Ctrl + Backspace, Ctrl + Del — позволяет удалять целые слова (предварительно требуется выделить слово мышью).
  • Ctrl + A — включает выделение всего текста.
  • Ctrl + C — позволяет копировать то, что было выделено при помощи мыши.
  • Ctrl + X — вырезает выделенный текст.
  • Ctrl + V — осуществляет вставку текста (предварительно нужно установить курсор при помощи мыши на необходимое место).

Заключение

Хоткеи в Blender 3D способны существенно сэкономить время во время работы с данным редактором. Их использование позволит повысить свой скилл, а также быстрее справиться с различными проектами. Стоит заметить, что выше мы перечислили только те горячие клавиши, которые используются чаще всего. Полный список можно посмотреть в справочной информации по программе.